Интервью с сотрудниками Центра Обучающих Технологий



Изучить Python - что может быть проще?

Серию интервью о компьютерных курсах мы продолжаем рассказом о том, где можно стать Python-разработчиком. В этом нам вызвался помочь Дмитрий Колб, преподаватель учебного центра.

– В чём особенность вашего курса?

– Курс условно состоит из двух частей. Первая часть курса посвящена знакомству с инструментами Python-разработчика, изучению базовых структур данных и управляющих конструкций языка. В курсе уделяется внимание возможностям языка, связанным с объектно-ориентированным и функциональным программированием. Рассматриваются вопросы производительности Python-программ. Ввиду того, что уже несколько лет Python находится в переходном периоде, одновременно существует и активно используются две ветви языка: архитектурно усовершенствованная версия 3.X и старая основная ветвь 2.X, при изучении материалов курса рассматриваются основные различия между этими версиями.

Вторая часть курса посвящена изучению базовых библиотек языка Python. Здесь акцент, в первую очередь, делается на наиболее часто встречающихся задачах прикладного программирования, так как при обычной установке с интерпретатором разработчику предлагается около 200 библиотек, и времени курса просто недостаточно, чтобы изучить всё. Мы рассматриваем основы сетевого программирования на языке Python, организацию многопоточных приложений и её проблемы в Python, основы работы с устойчивыми объектами, основы обработки текстов, включая регулярные выражения и ряд других часто используемых в прикладном программировании механизмов.

По мере изучения материалов ребята выполняют как простые задания, так и сложные комплексные задачи, которые требуют понимания структур языка и эффективных методов управления такими структурами. Для закрепления навыков владения языком после нескольких первых занятий выдаются индивидуальные задания, которые требуют от слушателя использования всех знаний и навыков, которые он получил во время курса.

– Как вы считаете, кому будут полезны занятия: начинающим или уже специалистам в этой области?

– Курс рассчитан на людей, имеющих базовые навыки составления программ на любом языке программирования, то есть на начинающих программистов. За время проведения курсов по Python к нам в образовательный центр приходили слушатели, как имеющие богатый опыт программирования, так и слушатели, которые только начинают постигать науку создания программ.

Каждый слушатель из курса выносит информацию, которая наиболее полезна для него. Специалист увидит возможности существенного сокращения сроков разработки программ на Python по сравнению с другими языками и оценит простоту и естественность языка. Начинающий убедится, что составлять в программы в Python, решая алгоритмические задачи, довольно просто.

– После окончания курсов можно смело устраиваться по полученной специализации или этого мало?

– Python используется во многих областях промышленного программирования (это и тестирование, и администрирование, и web- разработка и ряд другие областей) и поэтому требования к квалификации и навыкам ИТ-специалиста у потенциальных работодателей разные. В настоящее время ценен не специалист, обладающий знанием языка программирования как такового, а специалист, знающий современные технологии разработки, многие из которых можно освоить в нашем центре.

Поэтому, конечно, слушателям, получившим знания только по языку Python, тяжело будет заинтересовать работодателя. Однако пытаться стоит по ряду причин: чтобы понять, какие требования предъявляют к современному ИТ-специалисту, чтобы попасть в базы потенциальных сотрудников, или выяснить для себя какие знания ещё необходимо получить. Слушателям, которые уже имеют за плечами знания современных информационных технологий и решили расширить своё резюме знаниями о Python, конечно, найти работу гораздо проще.

– Вы помогаете устраиваться на работу своим выпускникам?

– Наш центр предлагает помощь в трудоустройстве своим выпускникам, и у каждого слушателя есть шанс ею воспользоваться. Информацию можно получить на официальной странице учебного центра, по адресу tc.belhard.com/about/trud.php.

– Расскажите о себе: какое у вас образование, опыт работы?

– Я окончил БГУИР, получив диплом инженера-системотехника. За плечами магистратура, аспирантура, защита кандидатской диссертации. Программирование преподаю с 2002 года. Преподавал С/С++, Java/JEE, Pascal/Delphi, затем программирование для компьютерных сетей, теорию операционных систем и основы искусственного интеллекта. Кроме этого занимаюсь фрилансом, администрирую несколько сайтов, эти занятия связаны с разработкой на PHP, JavaScript и Python.

– Что вы считаете главным в работе преподавателя?

– Философский вопрос. Я считаю, основная задача преподавателя - заинтересовать своим предметом и направить подопечного в нужном направлении. Ни в коем случае не разжёвывать задачу до конца, давать повод и возможность самостоятельного решения, если не всей задачи, то шагов для её решения. У ученика всегда должна быть предпосылка к самостоятельной работе. Кроме этого, доброжелательное отношение к подопечному и поощрение интереса к предмету.

– Прослеживаете ли вы, как складывается судьба у ваших выпускников? Насколько успешно складывается их карьера?

– Да конечно, по мере возможности я это делаю, стараюсь не прерывать связи со своими студентами. Приятно осознавать, что ты помог человеку в начале его карьеры.

– Чем обучение на курсах с живым преподавателем лучше дистанционного обучения или самообучения по книгам?

– Дистанционное обучение или самообучение возможно при наличии силы воли у студента. Обучение с преподавателем, как правило, стимулирует. Ещё замечаю такую особенность, что когда человек приходит на курсы, он мотивированнее, чем в университете, и гораздо свободнее себя чувствует, меньше закомплексован. Эти условия позволяют на курсах интенсивнее усваивать материал предмета, более глубоко его изучить.

– Вы сами уже закончили своё образование или постоянно повышаете квалификацию?

– Я считаю, что в информационных технологиях в ближайшее время вряд ли появится понятие специалиста, "закончившего образование". Слишком интенсивно для этого они развиваются. ИТ-cпециалист, который прекращает изучать что-то новое и развиваться, перестает быть востребованным на рынке труда. Не даром, организации, работающие в ИТ, поощряют стажировки и переподготовку своих специалистов, в том числе и в нашем образовательном центре.

– Что делать, если человек хочет учиться, но ему лень?

– Как правило, такие люди или недостаточно мотивированы или не нашли себя. Такому человеку я бы посоветовал пытаться пробовать себя в разных областях, в ИТ широкий простор для выбора специальности. Залог успеха в том, чтобы то, чем человек занимается, ему нравилось, чтобы он чувствовал "кайф" от своей работы.


По материалам газеты "Компьютерные Вести". Минск, 2013 г.